У вашего ребёнка проблемы с речью?

Учитель-дефектолог поможет Вам оценить сложившуюся ситуацию. Отметит, какие есть отклонения в понимании, общении, какие стороны речи и психической жизни необходимо развивать. Дело в том, что речь тесно связана с ритмическими способностями, координацией движений и мелкой моторикой и слуховым вниманием. Учитель-дефектолог знает, как научить ребенка правильно произносить звуки.

Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда.

Самыми распространенными недостатками речи у детей являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука на другой, искажения имеющегося звука. Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:

- подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);

- этапа появления звука (постановка звука);

- этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах),

- развитие фонематического восприятия.

Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.

Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок. У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).

Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа:

  • расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);
  • работать над умением составлять рассказы, пересказы;
  • обучить ребенка грамоте, чтению и письму;
  • справиться с проблемой нарушения чтения, письма - дислексией и дисграфией;
  • формировать слоговую структуру слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно. В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

Что делать, если у ребенка укорочена уздечка?

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р. Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты. И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

Что такое логопедический массаж и зачем он нужен?

Логомассаж - нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения у детей и взрослых, страдающих тяжелыми речевыми расстройствами.

В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов. Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики, значит и произношения.

Работа начинается с обследования артикуляционного аппарата: жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щек, мягкого неба. Делаются выводы о том, какие мышцы или группы мышц поражены и в какой степени.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.